суббота, 19 марта 2016 г.

"Проект Ито". Первый блин. Shisha no Teikoku (со спойлерами)


Посмотрел наконец первую часть заинтриговавшего цикла "Проект Ито". Разочарован. Технически продукт создан качественно, и тем не менее это всё она же - развесистая японская клюква. Та самая, с надёрганными из разных приключенческих книжек прошлого и позапрошлого веков персонажами, сведёнными в одну историю, и приправленная для очарования "эрудированной" аудитории парой ошмётков из философских цитат. Смешано, но не взболтано, как и заказывали - потребляйте.

Что интересно: замени авторы эпоху на будущее, печатные машинки на компьютеры, а трупы на роботов, вышел бы заурядный киберпанковский боевичок.


Вкратце: история представляет собой причудливую смесь стимпанка и зомби-трэша. Лучше всего здесь удался антураж: художники хорошо постарались и даже чересчур, потому что через какое-то время стало заметно, что от постоянно маячащих на экране мертвецов начало тошнить. Сеттинг не очень удачный, но раз создатели выбрали себе эту тему, пришлось терпеть их упорное педалирование дохлятины.

Сюжет: 1878 год. Английский студент-медик Джон Ватсон, проводя опыты с телом умершего друга (нет, не того, о ком подумали), возвращает его к жизни, пытаясь затем вернуть на место и утраченную душу (в это время звучит прямая цитата из слёзовыжималки "21 грамм"). А пока этого не произошло, мертвяк носит временное имя Пятница. В этом мире воскрешение мертвецов - обычное дело: их используют вместо послушных рабов все развитые страны мира (по сюжету - пользуясь технологиями Виктора Франкенштейна).

Однако проводить опыты над мёртвыми разрешено не всем, и нашего героя накрывает Секретная Служба Её Величества. Её начальник, представляющийся как М (но потом он быстро превращается в лорда Уолсингема), недолго думая, посылает Ватсона с заданием в Индию и затем в Афганистан, дав напоследок его дохлому другу кодовый номер с двумя нулями и семёркой (здесь вообще масса деталей из "бондианы").

По прибытии на место на героя пачками сыпятся новые реальные и вымышленные персонажи, традиционно плохие русские (надеюсь, все уже к этому привыкли), загадочные "ах, эти русские" Алексей Карамазов и Николай Красоткин разыгрывают "Апокалипсис сегодня", а Ватсон узнаёт, что утерянные записи Франкенштейна об улучшенном воскрешении трупов опасны и должны быть уничтожены. В погоне за записями герой посещает Японию (ну как же без неё-то?), Америку и наконец возвращается обратно в Лондон. Ему помогают англичанин Фредерик Барнаби, американка Хадали Лилит и ещё мелькает какой-то густобровый японец.

Добравшись до Лондона, герои попадают в традиционный для японских мультфильмов грандиозный Суперкирдык, но преодолев все преграды, справляются со злодеями (их здесь будет двое), пытающимися, толкаясь локтями, по очереди укокошить всё человечество. Всё, как водится, заканчивается хорошо: все убитые и сожранные волшебно оживают, а главный герой возвращается в родную лабораторию и совершенно по-дурацки заканчивает эту картину.

Что понравилось: (вот забыл, надо же) Графика. Чудные механизмы изображены тщательно, с японской дотошностью. 3D в основном, конечно, но выглядит всё равно эффектно. Пейзажи на заднем плане тоже очень хороши. Персонажи прорисованы уже заметно хуже, а местами, в динамичных боевых сценах, видна откровенная халтура, но это не сильно напрягает. Отдельное спасибо создателям за то, что не стали тщательно и натуралистично изображать мертвяков, иначе бы от фильма постоянно невыносимо тошнило.

Противоречия: вроде бы авторы проделали большую работу, набив свой продукт отсылками на различные реальные и выдуманные события так, что швы трещат, но создаётся впечатление, что за этим занятием они забыли создать в этом антураже интересную и небанальную историю.

Количество намёков и откровенно прямых цитат здесь зашкаливает, вот только это количество не перешло в качество. Можно бесконечно вылавливать мелкие детали вроде зеркально отражённой инсценировки "Бурлаков на Волге" или обращать внимание на иудейский "канделябр", самовар и блины в афганской глуши. Всё это напоминает вылавливание изюминок из пресной манной каши, которую совсем не хочется есть, когда там больше ничего не остаётся. Или выковыривание самоцветов из зачем-то нашпигованной ими грубо сработанной глиняной чашки. Безо всех этих деталей основная история откровенно банальна и скучна.

То же и с идейной составляющей. В начале создатели закидывают в мозг зрителя удочку в виде того самого "21 грамма", за которым герой будет гоняться весь фильм и в конце таки догонит. Забрасывается ещё одна идея Соссюра-Витгенштейна (как любезно подсказывает переводчик), которую авторы натужно пытаются опровергнуть собственной доморощенной теорией, да ещё мельком, не влияя на сюжет, как будто "для галочки", пробегает что-то из Канта - вот и все здешние "глубокие мысли".

На протяжении этой истории никакого развития от сформулированной идеи создателей к чему-то новому не происходит: зрителю просто подсовывают сюжеты, которые должны опровергнуть тех двух гайдзинов и обосновать правоту авторов фильма. Но картонность персонажей и примитивные сюжетные повороты выдают лишь неловкую попытку подогнать решение под желаемый ответ. Почему всё происходит именно таким (иногда нелогичным) образом, зрителю никто не объяснит. Приходится кушать что дают или самому выдумывать за авторов причины: кому захочется признаться себе, что остался в дураках?

Есть один хороший, сильный и эмоциональный эпизод с истерикой Пятницы и последующей попыткой застрелиться. Возникла надежда, что до героя дойдёт - место мёртвых в земле и незачем дальше мучить бедняг. Куда там! Вколол, усмирил, понеслись дальше: нечего выступать, мебель ходячая!

Претензии: много. Даже в жаркой Индии трупы не разлагаются: окей, наверное это такая волшебная технология. В аниме всё можно.

Картонные герои не живее, чем кишащие кругом мертвецы. Благородным, добрым и честным без единого пятна англичанам (чуть не поверил) помогают, прямо как родные, американцы (бывшие восставшие подданные, а в ту пору уже агрессивные конкуренты Британии) и, прямо не переодевшись после солнечной Болгарии, какой-то японец (ну куда же без них-то?). А, и ещё какие-то злобные русские в начале зачем-то нападают, закидывая героя своими ноу-хау - балалайками с матрёшками дохлыми "шахидами" (план по злым русским выполняют, наверное).

Герои верят на слово русским учёным и благородно бросаются уничтожать записи, хотя они вроде как на службе, и приказано было доставить записи в целости домой.

Акустические волны с Тауэра "добивают" до самых дальних уголков Земли. Гениально.

Шаблонные клише из десятков анимашек. Зомби шатаются, тянут руки вперёд, кусают обязательно в шею. Рояли на паровой тяге из окрестных кустов типа "берите мой Наутилус, я Томас Эдисон, больше вы меня в этом фильме не увидите". Злодеи обязательно объяснят свои планы. Неоднократные "иди вперёд, я их задержу" и "это всё случилось из-за тебя". Всё это давно уже надоело.

В зоне действия Суперкирдычного агрегата прямо из воздуха образуются какие-то непонятные кристаллы (это явно не лёд - не видно ни пара, ни воды от таяния после, при исчезновении).

Ковыляющие зомби-часовые вокруг лаборатории Осато. Ещё бы дверь настежь - и заходи, кто хочет.

Женский персонаж традиционно носит внушительный бюст, и это совсем не мешает ему двигаться. Персонаж в прыжке мельком светит кружевными трусами (план по свечению трусами выполняет, наверное).

Светит нижним бельём и увалень Барнаби, заявляя при этом, что всё путём. Переводчик сигнализирует, что это толстый намёк на каких-то Strike Witches. Не в курсе, что это такое, и не появилось никакого желания выяснять.

На бегу нам небрежно поведают, из чего состоит пресловутый "21 грамм". Вот так просто: кушайте, что дают.

По мелочи - волшебные шестизарядные револьверы с бесконечными патронами и истекающий кровью от серьёзных ранений герой (вдобавок заражённый какой-то дрянью) бодро стоит и даже ходит. Оказывается, в "Нотаимина" так тоже можно.

А, ну да - и дурацкий конец. Записи ведь можно было просто расплавить, поломать, растворить в кислоте, да хоть кувалдой расколотить, а не так, как намудрил на свою голову главный герой. Ну, тут, наверное, в традиции "интересных японских концовок" - хочется получить всё сразу, "и рыбку съесть, и на велосипеде прокатиться".

Но самое главное - изменился ли после всей той жути мир, как это обычно поучительно происходит в японских мультфильмах? Нет, всё остаётся, как было: мертвяки всё так же, спотыкаясь, покорно носят свои ящики и мешки. Ватсону же некогда думать о дохлых рабах - у него более важные и интересные дела с новым другом, Холмсом. И отличная причина для отмазки - внезапный склероз!

Итог: Первым блином разочарован. Картинка отличная, персонажи никакие, атмосфера и сюжет ужасны (в разных смыслах). Забавное только одно: фильм напомнил какую-то серию из Space Dandy, где все во Вселенной превратились в мёртвых зомби, и кучу времени до самого конца там показывали, какая везде наступила идиллия и как мёртвые зомби кругом хорошо "живут" :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий